Газета «Вестник»
Архив

№ 4 (733)
4 февраля 2005


Заголовки в формате RSS

Яблоко от яблони


Среди отпрысков МГУ есть Ульяновский госуниверситет, про который говорят: 'Из молодых, да ранний’.

С двух факультетов, открытых в конце восьмидесятых годов прошлого века Московским госуниверситетом имени М.В.Ломоносова в Ульяновске, начиналось в этих краях классическое университетское образование. Уже через пять лет филиал именовали через тире — Новый российский университет, в нем было 14 факультетов. Ректорат МГУ стал задавать вопросы: а по силам ли запросы? И тогда руководство рискнуло — филиал главного вуза страны стал просто Ульяновским госуниверситетом. Кто говорил, что зря. Кто аплодировал смельчакам. А коллектив вуза, обретя право на самостоятельность, навсегда запомнил: УлГУ — отпрыск могучего рода, и принадлежность к благородной фамилии придется оправдывать всю жизнь.

В докладе об истории МГУ, который был сделан В.Садовничим по случаю 250-летия вуза, прозвучали добрые слова и в адрес бывшего филиала в Ульяновске. Значит, за прошедшие годы филиал-первенец не уронил доброго имени сына МГУ. Хотя сказать, что Ульяновский госуниверситет — уменьшенная копия Московского госуниверситета, вряд ли кто отважится: УлГУ — не просто молодой. Он — другой, вечно вызывающий своей нестандартностью то восхищение, то раздражение… Я бы даже сказала, что УлГУ — не классический университет, хотя и принадлежит по формальным признакам к этому сословию. Тем не менее конкурс в УлГУ постоянно растет, а выпускники не обращаются за помощью на биржу труда. Зато среди руководителей крупных фирм, банков и научных лабораторий людей, зовущих УлГУ своей альма-матер, уже немало, а ведь первый диплом был выдан всего-то чуть более десяти лет назад.

— За счет чего вам удается так готовить кадры? — спросила я ректора УлГУ Юрия Полянскова, встретив его среди гостей на юбилее в МГУ.

 — Коллеги нарабатывают авторитет десятилетиями, а ваш успех — проценты с социального капитала отца-основателя? Или вы благодаря собственным талантам выжили на рубеже столетий?

— По сути, 'всего за два месяца научились жить под водой’? — попытался отшутиться строчкой из анекдота Юрий Вячеславович. И тут же посерьезнел: — Мы стараемся не выжить, а быть востребованными. Отсюда быстрый рост. И еще мы строим не просто вуз, а университетский комплекс.

— Ну, об этом речь в стране идет лет пять, а толку чуть.

— Тем не менее я убежден: наши успехи — рост с 2 до 19 факультетов, с 200 студентов до 14 тысяч — результат востребованности университета и субъектом Федерации, и любым районом области, и ее населением. Вот пример. Один из приоритетов в развитии университета на ближайшие годы — превращение УлГУ в центр единого информационного пространства области и Ульяновска, в ядро дистанционного и открытого образования. Сегодня областная администрация вместе с университетом — в числе основных идеологов и исполнителей программы 'Электронная Россия’ нашего субъекта Федерации. Через некоторое время губернатор и его администрация смогут получить в любой момент актуальную информацию по работе жилищно-коммунального хозяйства области, бизнеса, здравоохранения, производства, прессы, по состоянию транспортных потоков. Система, в создании которой участвуют и наши специалисты, позволит в любой момент контролировать исполнение распоряжений, весь документооборот. По сути, создается электронное правительство области. И делаем мы это шаг за шагом. Например, образовали 'тройственный союз’, пригласив на научно-практическую конференцию по этому вопросу в ноябре 2004 года специалистов из Китая, Минпромэнерго и Минобрнауки. В результате с представителями КНР был подписан протокол о намерениях, позволивший уже на первом этапе сотрудничества получить бесплатно для университета оборудование на 3,5 миллиона долларов для организации учебного и научного процессов по информационным технологиям.

— Электронное правительство хорошо, когда оно на одном языке говорит с районами, его предприятиями. А область пока слабо обучена информационным технологиям…

— Именно поэтому наш вуз возглавил переподготовку кадров для администрации области. На базе Института дополнительного образования УлГУ вместе с Российской академией государственной службы при Президенте РФ мы провели тестирование руководства районных администраций… Выяснилось, что многие из вновь избранных глав нуждаются в пополнении своего образования профильным. Вместе с РАГС мы планируем создать корпоративный центр для обучения чиновников среднего звена администраций всех уровней области. Нам потребуется регулярный госзаказ на подготовку таких специалистов.

Еще один проект, который ведем с областью на паях, — это поддержка Интернет-центров. Созданные в свое время на средства ЮКОСа, они без его финансирования наверняка прекратили бы свое существование, не поддержи их мы и область. А обучение компьютерной грамотности и Интернет-технологиям школьных учителей из провинции прекращать все равно как закрыть им окно в мир. Никак нельзя.

Совместно с областью мы взялись и за профилактику наркомании. В свое время по программе Минобразования мы отремонтировали и оснастили два областных центра по борьбе с наркозависимостью. Там планировалось создать дневные стационары, каждый мест на 30. Вместо этого мы предлагаем организовать научно-методический и практический центр по борьбе с наркоманией. В нем смогут работать вместе медики, психологи, социальные работники, специализирующиеся на этой проблеме. Важно научить школьных преподавателей вовремя распознать надвигающуюся беду, найти и подготовить волонтеров, способных бороться с таким злом. Плюс в этом центре обязательно надо открыть консультационный пункт для родителей — нет гарантии, что завтра чьи-то дети не окажутся в группе риска. Все это большая работа, и университет готов вести ее совместно с администрацией области, потому что мы знаем, как организовать дело, но наших средств хватает только на зарплату директору, коммунальные услуги да охрану помещения…

— Выходит, нынче высшая школа в роли скорой помощи. Где плохо — туда и зовут…

— Скорее, мы зовем других прийти туда, где плохо. Например, в Ульяновске нет театра для детей и юношества. А мы уже несколько лет выпускаем дипломированных актеров, музыкантов. Они работают для взрослых, а для детей? Нет сценических площадок. Тогда мы нашли старый кинотеатр, который предприниматели уже присматривали под пивной бар, с большим трудом забрали его на свой баланс, зарегистрировали как юридическое лицо и за счет своих внебюджетных средств (9 млн. рублей!) отремонтировали. Театр юного зрителя — новый культурный центр области, созданный по инициативе вуза.

Под честное слово ректора добыли оснащение, хотя по договору с областной властью она взялась обеспечить Театр юного зрителя мебелью, светом и звуком. Обязательства свои область пока выполнила меньше чем наполовину.

— И все-таки университетский комплекс — это прежде всего центр образования…

— Нет. И образования, и науки, и культуры. Хотя, конечно, в банковской системе области уже 50 процентов сотрудников — наши выпускники, до 70 процентов их в областной прокуратуре. А если бы в свое время мы не создали медфакультета, в сфере здравоохранения Ульяновской области был бы крах с кадрами, а сегодня в любом областном медучреждении двое из трех сотрудников — наши питомцы.

В том-то и сила университетского комплекса, что он накрепко связан с территорией, на которой работает. Например, в стартовом базисе нашего УК восемь средних профессиональных учебных заведений. Мы привлекаем их к участию в вузовских делах, методически помогаем, на льготных условиях ведем переподготовку кадров. А в прошлом году просто присоединили к университету два областных техникума — мед- и музучилища. Трудно это было сделать: нас финансируют из федерального бюджета, их — из областного. Полтора года юристы вырабатывали схемы присоединения. Какие страшилки про нас в это время рассказывали! Главная — УлГУ хочет 'хапнуть’ памятник архитектуры в центре города. Я привез в этот памятник — здание музучилища — губернатора: смотрите. Там полвека ремонта не было. Стены обшарпаны, с потолка свисают куски штукатурки. В туалете вместо сливного бачка ведра с ржавой водой. У пианино, что стоит в коридоре, половина клавиш из картона. Бедность дикая. Область дает деньги на зарплату и стипендии. Училище числится юрлицом, а бухгалтерии своей нет. Но психологически все равно директор — царек. Встречался с родителями, студентами, преподавателями. Толковал, что до Гнесинки в Москве — далеко, а народ, уехавший в столицу, назад не возвращается. Мне в ответ: зачем вам это надо? Отвечаю: хочу создать университетский комплекс. Я — представитель государственной структуры, вот-вот большинство учреждений начального и среднего профобразования передадут на областной бюджет, а там для вас и сейчас денег мало. Спасение — организация университетских комплексов, интегрированная система подготовки кадров для области и отбор перспективных ребят для высшей школы. И ничего, кроме головной боли, от вас вузу не будет. Зато ваши дети повысят свой социальный статус: их среднее профобразование с дипломом университета работодателем будет цениться выше обычного. Откроем им дальнейшие горизонты образования: ведь в продолжение вашего среднего образования в вузе появляется специальность 'Сестринское дело’ на медфаке, будем готовить для области старших медсестер. Аналогично выстроим работу УлГУ — музучилище. Дальше поступать с дипломом этих ссузов к нам в вуз могут все, а вот переходить на третий курс сразу — лишь 5 человек из числа тех, кто имеет не менее 75 процентов отличных оценок.

Поразительно, что чиновники областной администрации тоже долго не понимали наших целей, решения губернатора саботировали. 'Вам нужны, спрашиваю, подготовленные специалисты? Давайте деньги на зарплату преподавателям, стипендии и книгообеспечение — и получите их’. А детям у нас лучше будет — у нас есть базы отдыха, условия для занятий спортом. У училищ ничего этого нет. Да и вообще в университетской среде ребенок получает иное развитие. Для преподавателей есть факультет повышения квалификации. Нам за эти инициативы спасибо надо сказать, а получалось, будто мы еще всем и должны. Но… преодолели. Теперь в областном бюджете есть отдельные строчки — госзаказ и мониторинг муз- и медучилищ в составе УлГУ. Областная администрация по договору с нами в ответе за трудоустройство выпускников. И впервые задумались, а может, области не надо полсотни музыкантов в год? Может, и не надо, проводите мониторинг, выясняйте. В медколледже учатся 1300 человек со всей области. Естественно, нужно общежитие. Оно вроде есть, а глянули — там почему-то живут милиционеры… Пишу начальнику УВД, чтобы решал проблему. Ведь они еще и не платят за проживание, за свет. Не хотят, видите ли. Ох, и трудно выстраивать рыночные отношения:

Кстати, теперь, когда другие медучилища увидели, что мы стипендию и зарплату платим без задержек, хотя бюджеты у нас разные, что создаем нормальные условия для работы, строим жилье, стали проситься к нам.

— Будете брать?

— Будем считать, потянем ли. Организовали Центр экономических исследований, в вузе появился проректор по инвестиционно-финансовому развитию. Любому новому проекту должен предшествовать бизнес-план, четкое понимание, откуда на него средства возьмем. Хотим, например, на основе муниципальной школы создать лицей при УлГУ. Город рад, но на каком основании муниципалитет будет зарплату платить учителям в лицее УлГУ? Нужны юридическое обоснование, политическая воля губернатора и депутатов.

— А промышленность области ничем не помогает комплексу?

— Попечительский совет работает, но средств не бывает вволю. И опять же нужно право на совместную деятельность. Автозавод предложил нам открыть для них новые специальности. А под эту задачу зреет решение передать в структуру университета автомеханический техникум, который сейчас принадлежит Рособразованию. Данное решение поддерживают все предприятия машино- и авиастроительного комплекса области. Но, как всегда, активно против руководители среднего профобразования. Конечно, время расставит все по местам, но лучше бы поторопиться: политика государства направлена на создание мощных образовательных комплексов. Открывать специальности будем не на голом месте: у нас есть Институт математики, физики и компьютерных технологий, есть часть инженерных специальностей — 'Физика металлов’, 'Исследования и операции в технических системах’, 'Управление качеством’, 'Метрология, стандартизация и сертификация’. Многие специальности открыли в связи с вступлением России в ВТО. Думаем о создании инженерного факультета высоких технологий. Если дело пойдет, то на площадях автомеханического техникума мы еще организуем и переподготовку инженеров…

Не зря же свои факультеты мы объединяли в институты — основу для очного, постдипломного образования и научных исследований. Это ведь еще и выгодно вузу. Например, создав Институт международных отношений, мы включили в него кроме российско-американского и российско-германского факультетов и хозрасчетный Лингвистический центр, где языки учат бизнесмены, школьники. Есть в вузе Институт экономики и бизнеса, Институт права и госслужбы, Институт дополнительного образования… Хотим создать Институт культуры и искусств. Тормозит нехватка площадей.

Но главное наше дело сегодня — подписание договоров о стратегическом партнерстве с ОАО 'Волга-Днепр’ и Научно-исследовательским институтом атомных реакторов.

— Таких договоров всегда хватало…

— Отличие нынешних в том, что для их реализации мы создаем общую исполнительную дирекцию с положением, финансированием и программой деятельности в виде научно-прикладных проектов… В дирекцию от УлГУ войду я, заместители по науке, по кадрам, а со стороны партнеров — гендиректора, их замы по науке, по кадрам. Будет и совместный научно-технический совет. Мы считаем, что вуз должен готовить кадры, которые нужны не только городу, области, но и всему Приволжскому округу. Когда мы открываем подготовку кадров по компьютерной безопасности и защите информации, то следуем не моде, а заказам от Центробанка РФ. Многие удивлялись, когда мы пробивали факультет подготовки спасателей для МЧС. Не царское, мол, это дело!

Но Министерство по чрезвычайным ситуациям признательно. Сейчас получили лицензию на обучение пожарников. Это ведь обывательское представление — не университетское образование. Еще какое университетское — спасение жизни. Будем для учебного процесса использовать имеющийся у МЧС Центр подготовки пожарников, а от нас добавим специалистов по психологии, физической культуре, медицине катастроф.

— Вас послушать — ничего университет не пугает. Кого для жизни области надо — того в классическом университете и подготовите.

— В университетском комплексе. Это понятие шире и перспективнее для развития в регионах. В городах типа Питера, Москвы стоит узко затачивать специализацию вуза, а в регионах ориентироваться надо не на амбиции, а на потребности жизни. И если наши выпускники потом не переквалифицируются в управдомы, а с успехом работают согласно диплому — значит, мы правы.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2021